Андрей Кураев

Андрей Кураев. Протодиакон Русской Православной Церкви.

Род. 15 февраля 1963 г. Творчество и деятельность Андрея Кураева вызывают различные оценки: от наград за миссионерскую деятельность и усилия в деле единения, солидарности и терпимости до обвинения в разжигании межэтнических и межрелигиозных конфликтов, в частности Муфтий Крыма обвинил Кураева в разжигании межрелигиозной розни и отрицательных оценок со стороны представителей как православия, так и других христианских конфессий, например, тут можно привести его утверждения о Миафизитстве в том его виде, как его понимают исторические дохалкидонские церкви, что с его точки зрения не соответствует православному вероучению, и является по сути формой монофизитской ереси.

Родился в Москве на Сретение — 15 февраля 1963 года. В детском возрасте Андрей несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС.

В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.

29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

В 1984 году закончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её.

В 1985 году стал секретарём в Московской Духовной Академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил в Московскую Духовную семинарию. Но учиться там пришлось мало (до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.

В 1988 году окончил Московскую Духовную семинарию. Тогда же выходят первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая статья под своим именем в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».

В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута, Московский обком КПСС вынес специальное постановление “О неудовлетворительной постановке атеистического воспитания в Коломенском пединституте” и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь.

В 1988-1990 годах учился в Бухарестском Богословском институте, который он не окончил и не получил никакого диплома. 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона.

По возвращении из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II.

Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.

В 1992 году окончил МДА. В 1993—1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии. До этого он также предпринимал безуспешную попытку защитить кандидатскую диссертацию в Московской Духовной Академии, но представленная работа была отклонена. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия.

С 1997 года — профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС).

Также заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, до 2004 года — ПСТБИ) и является ассистентом-совместителем кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ .

Решением Синода от 12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника «Богословские труды».

Решением Синода от 24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной Богословской комиссии.

Решением Синода от 31 марта 2009 года включён в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.

Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — храме Архангела Михаила в Тропарёве.

5 апреля 2009 года во время литургии в Исаакиевском соборе был возведён Патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением двойного ораря и камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью.

С 27 июля 2009 года член Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Съёмки проходили 13-14 ноября 2007 года. Из-за технического монтажа работа над фильмом закончилась лишь через 1,5 года. Кинопоказ прошёл 11 ноября в 10.00 в Белом Зале Дома кино в рамках кинофестиваля «Радонеж»).
Награды

15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награждён орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени.

В 2006 году награжден Орденом Российского Клуба Православных Меценатов «За благодеяние» в номинации: «За православное просвещение» за широкую миссионерскую деятельность, за усилия в деле утверждения ценностей человеческого единения, солидарности и терпимости”.

В 2006 году награжден Польской католической церковью медалью святого Альберта Хмелевского «за многолетнюю миссионерско-евангелизаторскую деятельность на территории стран-членов СНГ».

30 января 2007 года Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром «За заслуги перед Украинской Православной Церковью и во внимание к многолетним миссионерско-просветительским трудам, направленным на проповедь Православия и противостояния расколам и сектам» награжден орденом Нестора летописца III степени.
12 августа 2008 года Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром награждён орденом Украинской Православной Церкви «1020 лет Крещения Киевской Руси» В 2005 году информационно-поисковой системой Rambler по разделу «Религия» был признан «человеком года» .

В 2008 году стал лауреатом Всероссийской премии «Человек года».
27 марта 2009 года награждён орденом «Миротворец» (общественная награда).
Имеет благодарность от Патриарха Алексия II за свою миссионерскую деятельность.

Миссионерская деятельность

Андрей Кураев считает, что активное миссионерство жизненно необходимо, и известен в первую очередь благодаря своей широкой миссионерской деятельности, такой как:

  • чтение лекций
  • издание книг
  • участие в телепрограммах
  • сайт и форум «Миссионерский портал диакона Андрея Кураева»
  • Педагогическая деятельность

29 июня 2009 года Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протодиакон Андрей Кураев назначен секретарем Редакционного Совета и председателем Редакционной коллегии по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы.. В 2010 г. в рамках апробации предмета «Основы религиозных культур и светской этики» преподавание модуля «Основы православной культуры» было организованно по учебнику, написанному А. В. Кураевым.

Публичные заявления Андрея Кураева нередко вызывают резонанс в обществе. Они отличаются достаточно острой критикой сложных и острых проблем современного мироустройства, межнациональных и межрелигиозных отношений в обществе, часто связаны с табуированными темами. Часто Кураев, по мнению оппонентов, переходит допустимую черту в своих публичных заявлениях, что иногда вызывает скандалы и негативную реакцию на его слова. Критика часто раздаётся с противоположных сторон, начиная от обвинений в антисемитизме из-за отношения к празднику Пурим и заканчивая обвинениями в ереси на страницах ультраправого издания «Русский Вестник».

15 августа 2007 года на имя президента России Владимира Путина было направлено Заявление мусульманской общественности России «Клерикализм — угроза национальной безопасности России» (по поводу споров о Письме 10 академиков РАН). Среди подписантов этого письма выступил Нафигулла Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман азиатской части России (Москва). Комментируя это заявление, Кураев высказался неуважительно по отношению к Нафигулле Аширову, призвав отправить его в бессрочную командировку.

Исламский культуролог Джаннат Сергей Маркус в интервью[значимость не указана 421 день] порталу Кредо.ру выступил с критикой этого заявления Кураева, сказав, что он и раньше высказывался некорректно, назвав смешанные браки русских с народами мусульманских традиций — геноцидом русского народа..

Шейх Нафигулла Аширов в интервью[значимость не указана 421 день] порталу Кредо.ру высказал мнение, что Кураев спускается до уровня личных оскорблений и дискредитирует свое учёное звание.

По сообщению некоторых СМИ, выступая с лекциями в Крыму в сентябре 2006 года, А. Кураев призвал к противодействию радикальной политике меджлиса (нелегального этнического парламента крымских татар), проведя параллели с поведением наглого подростка в мужском коллективе.,.

Как сообщает «Deyerler» AIN, по факту этих заявлений А.Кураева муфтий Крыма в интервью радиостанции «Мейдан» обвинил его в разжигании межрелигиозной розни в Крыму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *