Мария Долганова: О перформансе, свободе, творчестве

Что такое интерактивный перформанс? Как он отражает психику человека? Какие трансформации происходят с участниками перформанса? Об этом рассказывает перформер Мария Долганова.

«Я работаю для того, чтобы мир становился лучше, а мы с вами — счастливее»

Мария Долганова директор центра «Психология плюс», ведущая курса «Интегративный перформанс, искусство свободы». Интегративный перформанс — это необычное сочетание театра и импровизации с психологическим тренингом и особой философией. Это живой и очень интересный продукт, который помогает людям быть актёром и зрителем своего внутреннего мира, проживая свои чувства и ощущения, и тем самым становясь свободнее, а значит — счастливее.

— Мария, расскажите о том, как пришла идея создать интегративный перфоманс и что это такое?

Идея пришла пять лет назад, когда я случайно попала на роль музыканта в плейбек театр, и впервые встретилась с такой театральной формой, как импровизация. До этого я занималась фламенко, училась на художественно-графическом факультете, получая второе высшее, работала фотографом, училась в Колледже импровизационной музыки — словом, налицо был хаотичный и отчаянный творческий поиск. И меня привлекла импровизация в плейбек театре, что-то в этой большой степени свободы, отсутствии жестких сценариев и правил меня захватывало. Незадолго до этого у меня родился сын, и я думаю, что-то изменилось в моей психологии — захотелось большей свободы, отходить от форм… какого-то… авторства, нового масштаба. Одновременно с этим я пришла в Школу импровизации и перформанса Катрины Гридиной «Искусство Быть», тоже совершенно случайно, просто — попробовать, понравились фотографии с занятий — и с этого все началось. «Интегративный» перфоманс называю так, потому что включаю в свои тренинги и собственную практику элементы нескольких направлений импровизации и перформанса, поэтому в названии я использую это слово. Перформанс для меня — представление, во многом импровизационное, темой которого являются мысли, чувства, идеи или ощущения его автора.

— Какие техники и методики используются в обучении?

— Я училась в Школе импровизации и перформанса «Искусство Быть» у Катрины Гридиной, и поэтому считаю, что то, как преподаю и практикую импровизацию я, очень созвучно ее подходу. Если не всегда по форме, то во многом по философии и смыслам, которые я вкладываю в это направление. В ее школе опираются на простые и особенные принципы: быть честным, единство формы и содержания, человек -это произведение искусства. На мой взгляд, лаконичные и емкие теоретические основы для этой практики.

Второе направление — это плейбек театр. Мы практикуем «игру в ответ» и как форму обратной связи, и как самодостаточную сценическую форму. В этом году я особый акцент сделала на работе с импульсами и на телесной выразительности. Сейчас я учусь у Александра Гиршона по программе «танцевально-двигательного тренинга», поэтому я много включаю элементов с телесными импульсами в том ключе, в котором это преподает Александр. Одновременно в моём направлении много от современного театра: безграничность творческих форм, которые мы можем использовать, визуальные — фото, видео, работа с пространством, с голосом. В перформансе нет канонов, это безграничная свобода в использовании разных творческих средств для выражения себя. Я считаю, что мой собственный стиль в импровизации только формируется, и то, что есть сейчас, это только начало.

— Расскажите, как Вы относитесь к импровизации?

— Это сейчас моя философия. В ней же все, как в жизни: безграничная возможность выбора, ответственность за выбор, неизвестность, свобода, риск. Импровизация — это современный дзен. Особенно для творческих людей. «Современный дзен для творческих людей», вот, хорошая получилась фраза. Импровизация для меня — это практика, помогающая мне чувствовать и понимать себя, ставить перед собой новые творческие задачи. Для меня в ней очень много — это и медитация, мы используем практики, помогающие глубокому контакту с собой, учимся слышать и распознавать свои чувства, телесные ощущения и импульсы. Это и вызов, потому что в перфомансе существует близкий контакт с другими людьми. И, конечно, творчество. В чистом виде — слушай себя, ищи форму, пробуй, из того что есть, без подготовки, «дублей» не будет. Это увлекает меня.

— Как перфоманс отражает психику человека, есть ли взаимосвязь с подсознанием и искусством проявлять эмоции?

— Он отражает то, что человек выберет сделать видимым, показать. В этом отличительная черта метода — что на сцене мы проживаем реальные истории живых людей, свои. Это не подготовленный спектакль, это всегда о том, что волнует перформера именно сейчас, в настоящий момент.

А искусство проявлять эмоции — конечно, импровизация этому помогает, через нее можно учиться выразительности, ясности посланий. Проявлять, искать форму, слышать обратную связь — на занятиях мы много делимся тем, что чувствовали, как проживали увиденные импровизации других участников, как они отозвались. Это об эмоциях от начала и до конца. О силе и способности их проявлять, быть открытым в контакте с другими.

— Чему учатся на курсе?

— Учатся импровизировать и создавать импровизационный перформанс. Быть на сцене, глубоко чувствовать себя, учатся техникам и стратегиям импровизации, работе с импульсами, контакту с партнёрами. Это очень творческое направление — по сути, творческие формы в импровизацию мы можем включать любые — не только тело, голос и контакт, но и использовать фото и видео, к примеру, инсталлированного на сцену с цифрового проектора, музыку, постановочный танец. Если отойти от формы, то участники курса учатся находить творческую форму для всего, что им хочется выразить, прожить перед публикой.

— На кого рассчитан Ваш курс? Для любителей или желающих расти профессионально актёров?

— Я бы ответила, что курс подходит и тем и другим, и вообще скорее мой тренинг направлен на раскрытие себя изначально, так что он вообще для всех людей, у которых есть потребность разделить свои переживания с другими на сцене и пойти в творчество. Быть начинающим или профессиональным актером для участия в моём курсе совсем не обязательно. Профессионалам это может быть полезно, чтобы углубиться в свою индивидуальность, свой стиль, возможно, поэкспериментировать за пределами привычных жанров. Любителям — чтобы углубиться в себя, расширить репертуар возможностей.

— Что происходит с участниками перфоманса? Какие трансформации?

— Как правило, побочным эффектом становится развитие творческих способностей, курс будит то, что было внутри, активизирует потребность делать проявленным то, что у нас внутри.

— Есть живые отзывы?

Людмила Сереброва:

«Перфоманс так напоминает театр, но… Вчера я осознала до конца, для меня это честнее со всех сторон. Это жизнь, это чувства, это правда.

Спасибо, ребята».

Анна Хочкина, художник, о перформансе «in&out»:

«Никогда бы не подумала, что напишу, то что пишу: вчера видела настоящее искусство, творчество и вдохновение в форме перформанса. Да. Те кто меня знают, знают как прохладно я отношусь ко многим современным художественным направлениям. Но все дело в сути. Когда видишь, что люди делают что-то с любовью, радостью и истинным интересом, форма перестает существовать. Соприкасаешься с ИСКУССТВОМ. В общем. Перформанс in&out это просто как „в кино на Тарантино“ попасть. Обычно когда видишь некий перформанс с деструктивным содержанием, не понятным сюжетом, мозг блокирует поступление этой информации извне. Но вчера я разрушила свои предубеждения в отношении перформанса. Очень приятный психологический импровизационный спектакль, который принес легкость, радость и приятное мышечное расслабление, какое бывает летом на морском берегу….

Молодцы. Спасибо Вам Маша, Виталик, Карен… вы художники!!!».

— Чем должен владеть перформер? Голос, пластика, эмоции…

— Тут, наверное, слово «должен» не очень подходит — в перформансе много свободы, степеней честности, открытости. Мы приходим в импровизацию с разным бэкграундом — кто-то танцевал всю жизнь, а кто-то впервые на сцене.

Если я попробую нарисовать «портрет идеального для меня перформера», это будет честный с другими и собой человек, хорошо владеющий своим телом, голосом и навыками импровизации, креативный, немного провокатор по характеру, глубоко чувствующий себя и мир вокруг. Но это очень субъективно, «вкусовщина». Кому-то близкими будут вкрадчивые и тихие монологи со сцены, кто-то фанат вызовов и риска, и вспомнит сейчас Марину Абрамович и Улая, кто-то любит красивые движения. Здесь канонов нет. Честность, желание прожить на сцене (в перформансе ее называют «площадка») свои чувства и истории — единственный критерий и повод.

— Расскажите, что Вы чувствуете во время выступления?

— Часто — тревогу, волнение. А иногда — большое удовольствие. Или и то и другое вместе. Вообще все чувствую, как в жизни. И скуку от себя, и радость, и злость, зависит от настроения и темы перформанса, от того, что со мной в данный конкретный момент происходит.

— Возможно ли в себе раскрыть талант актёра, посещая такие курсы?

— Посещая их точно можно раскрыть в себе талант. Вообще талант. Потому что разрешение себе быть самим собой, уж простите за заезженную фразу, единственный и главный залог индивидуальности. А уж что вы решите с ним делать, со своим талантом — быть актером, вести кулинарный блог, или писать песни — дело выбора и желания.

— Как бы Вы описали театр, который Вы создаёте?

— Он ещё в самом начале, поэтому концепция пока в процессе создания. Есть название — «Жители ветра». Я решила, что раз я автор, могу, наконец, делать, что захочу, и весь свой немодный романтизм имею право выразить в названии.

«Жители ветра» — потому что нет ничего постоянного, жизнь это процесс, как ветер, как импровизация. И одновременно мы выбираем, и даже в изменениях и непостоянстве можем выбрать — на всю жизнь, или на день, мы свободные и очень во многом сильные. Жители ветра — они везде, и как бы не живут нигде. Такие странники, странные. Свободные, немного одинокие, как и все мы. Я пока играю с этой идеей, это сейчас поток сознания. Мы начали репетиции, это совсем новое, пока не о чем рассказать; через пару месяцев выступим первый раз, тогда и напишу про нас новую статью.

— Расскажите, какая у вас мечта преподавателя? Какими Вы видите своих выпускников?

— У меня есть несбывшаяся мечта про трех мушкетеров. В жизни редко встречается такая верность и дружба, как в этом романтическом кино из детства. Но раз я тут могу помечтать — я вижу творческий и дружный коллектив, конечно не без противоречий, но живой, очень живой, мечтающий и делающий. Это если о театре. А если о тренингах и учебных курсах, то хочу видеть участников счастливыми, или счастливее, чем они были, когда пришли ко мне. Таким счастьем, которое они сами хотят — любым счастьем счастливыми. Чем больше разного счастья и разных людей, свободных, ярких, тем больше в мире принятия и доброты. Вот такая у меня «мечта преподавателя», чтобы люди себе разрешали быть разными и жить своей жизнью, и других в этом поддерживали.

— Пригласите желающих проявить себя через новую грань искусства!

— Приглашаю в мою «банду»! Есть группы для взрослых, для детей, и даже новая — для мам с малышами; импровизация может принести радость, глубину и особый смысл в вашу жизнь; а для «бояк» и сомневающихся хочу написать: творчество — это проще, чем кажется, пробуйте. Со мной, с другими, сами — главное пробуйте.

integrativelevel.com

Контакт:
vk.com/integrativelevelvk.com/public80299510

Фейсбук:
facebook.com/tsentrpsyhofacebook.com/performplace/

Форма для регистрации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *