Мирослава Окунева. Зажечь сердце зрителя

Можно ли научиться жизни — в театре? Все ли возрасты ему покорны? Как развить энергетику и харизму? Об этом рассказывает создатель Философского театра «Логос» Мирослава Окунева.

— Мирослава, Вы являетесь идейным вдохновителем, создателем и педагогом театра «ЛОГОС». Как и где Вы сами учились? Расскажите, что вдохновило Вас обучать других и основать «ЛОГОС»?

— Первой ступенью моего обучения и становления стало отделение режиссуры Томского колледжа искусств, где я занималась у замечательного мастера Марины Дюсьметовой. Через нее я познакомилась с техникой работы режиссера Евгения Лавренчука, основанной на находках великого польского режиссера Ежи Гротовского. Тогда Марина Викторовна тогда была занята в спектакле Евгения «Анна Каренина», где играла одну из пяти ипостасей главной героини, а Лавренчук работал с ней и другими актерами через эти тренинги.

Сказать, что тренинги по Гротовскому меня завораживали — значит, не сказать ничего. Это было нечто большее, нежели то, что нам давали на курсе в колледже. Я чувствовала, что если посвятить себя этим занятиям, можно гораздо глубже развить себя как актера, режиссера и вообще человека. Другие спектакли Евгения, на которых у нас была возможность бывать, находили отклик в моей Душе, буквально пронимая меня насквозь остротой поставленных вопросов. Вопросов без готовых ответов. Поэтому приходилось проживать в своем воображении спектакль вновь и вновь.

Это были необычные, странные, но удивительно притягательные спектакли, которые ставили не для того, чтобы мы просто смотрели хорошую игру, а для того, чтобы могли думать. Тогда я, как будущий режиссер, в глубине души мечтала ставить именно такие спектакли, которые удерживали бы внимание зрителя от начала и до конца (и еще долго после этого), вовлекая его в такие размышления, где важен даже не ответ, к которому он в итоге придет, а сам процесс думанья.

На мой взгляд, подобная работа мысли проделывает с человеком что-то очень важное. Когда мы так глубоко философски задумываемся, мне кажется, что мы растем, развиваемся, учимся осознавать себя, постигать всю глубину и красоту жизни. Таким образом, то, что мы видим внешне (на сцене), меняет нас внутри, давая возможность «дотронуться» до себя настоящего, соприкоснуться со своей Душой. И мы становимся лучше, чище, светлее.

Узнав, что у Евгения Викторовича есть своя Школа актера, я и решила обучаться у него. По окончании курса я год стажировалась там же в качестве преподавателя. Но в своей работе с учениками тогда я использовала не только одну лишь методику Лавренчука. На тот момент у меня уже было много наблюдений и находок по актерскому мастерству и режиссуре, которые я почерпнула из Школы прикладной психологии Александра Шевцова, где я параллельно обучалась на семинарах.

С самого детства меня интересовала тема самопознания. Я долго искала подходящие методики и техники, которые помогли бы мне удовлетворить сполна этот интерес, пока не столкнулась с программами Александра Александровича Шевцова. С помощью его Школы я стала познавать себя, учиться понимать себя и других людей, попутно овладевая психологическими инструментами работы над собой, которые не только помогают мне достигать успеха и поставленных целей, но и приводят к духовному и творческому росту.

В основе этой Школы прикладной психологии — сокровенные знания наших древних предков, русского народа, который, оказывается, был очень наблюдательным, сметливым, мудрым. А ведь сейчас нам насаждают то, что наши предки были примитивными, грубыми, «кондовыми». Поэтому очень важно знать и хранить правильную, истинную память предков и знакомить с ней наших близких, наших детей.

И вот в какой-то момент мне так сильно захотелось, чтобы эти знания не ушли совсем, не оказались стертыми без следа, что решила посвятить себя их возрождению, передаче мудрости предков людям. И я почувствовала, что у меня уже есть для этого все способности. Оставалось дело за возможностями. В какой доступной для понимания, интересной форме это все донести? Я поняла, что лучше всего я смогу это сделать через любимое мной дело — театр.

Я уже давно мечтала создать собственный театр и рассудила, что если философские знания о человеке заложить в Школу актерского мастерства и в основу режиссуры, то Знания будут жить вечно, актеры будут по-настоящему расти, спектакли будут глубокими. А зритель сможет, как и я в свое время, восхищаться даруемой ему спектаклем возможностью думать, развиваться, находить себя. Вот так и родилась идея создать философский театр-лабораторию «ЛОГОС».

— На кого рассчитана программа Вашего курса? Кто к Вам может прийти и каких результатов достичь после обучения? Какие задачи Ваша Школа помогает решить человеку?

— Двери в нашей Школе открыты для любого человека, независимо от пола, возраста (все-таки обучение детей я бы рекомендовала начинать не ранее 9 лет), веры, профессии, социального и общественного статуса. Идея нашего курса выходит далеко за рамки просто обучения актеров и взращивания собственной театральной труппы для «ЛОГОСа».

Мы хотим, чтобы любой желающий мог через уроки актерского мастерства (и не только!) смог раскрыть в себе способности, которые необходимы ему для достижения успеха, претворения в реальность его личного глобального жизненного плана, то есть исполнения заветной мечты (жить так, как он задумал, так, как ему хочется и мечтается).

Наша программа не ставит цель обучить человека, занятого в той или иной профессии, каким-то секретным премудростям его ремесла. Но она воспитывает такие объективно ценнейшие в любой деятельности (учеба, работа, дружба, семья) качества, как умение быть смелым и сильным, коммуникабельным и раскрепощенным, обаятельным. Зачастую именно этих способностей людям не хватает для того, чтобы состояться в жизни.

Какие задачи поможет решить обучение? Конечно, те, которые каждый перед собой поставит. Если же говорить в общем, то человек сможет получить все внутренние ресурсы для того, чтобы преуспеть в своем деле. Ну а внешние возможности тогда не заставят себя долго ждать. Вот увидите. Это становится возможным благодаря особенной методике обучения в нашей Школе.

— В чем же суть, содержание Вашей обучающей методики?

Программа курса состоит не только из освоения актерского инструментария, но и из глубокого изучения психологических инструментов, направленных на определение и устранение внутренних «помех», тормозящих достижение поставленных целей, наработку необходимых умений. Поэтому в курс входят такие теоретические предметы-тренинги, как «Очищение сознания», «Целеустроение», «Работа с образом себя» и «Наука думать», которая прекрасно отлаживает наш разум, «разгребает» хаос, зачастую творящийся в нем, исправляет кривизну мысли, которая часто закладывается еще в детстве (под влиянием обид, недостатка родительской любви и внимания и другими травмирующими незрелую психику и сознание процессами и ситуациями).

— Кому будет полезна Ваша Школа?

— Повторюсь, что наша Школа будет полезна абсолютно любому человеку, кого интересует личностный рост, повышение личной эффективности, раскрытие творческого потенциала. В таком обучении нуждаются те, кто поставил перед собой большие, великие цели (в жизни, работе, карьере, общественной деятельности), достижение которых непосредственно связано с общением. Это менеджеры всех звеньев, абитуриенты, студенты и аспиранты (не только театральных вузов), политики, управляющие и директора, учителя и воспитатели, ведущие мероприятий. В общем, это все те, кто выступает на публике перед малой или большой аудиторией, проводит переговоры, заключает сделки с партнерами и в том или ином виде, на том или ином уровне взаимодействует с людьми.

— Можно ли стать актером после обучения на курсе?

— 100%! Более того, наша методика нацелена на то, чтобы вырастить актеров нового поколения — думающих, рассуждающих, мыслящих и вовлекающих в эти увлекательные процессы зрителя. С моей стороны это не просто пафосные громкие слова. Это желание привлечь внимание к нашей Школе, чтобы читатели поняли, что нам удалось воплотить качественно новый, эффективный подход к обучению актерской профессии.

Даже в рамках одного занятия, пусть даже это будет не полноценный курс, а небольшие мастер-классы, каждый пришедший к нам уже сможет почувствовать на себе то, как работает наша методика. У актера появляется сокровенная игра, завораживающая, захватывающая все внимание, заставляющая жить и чувствовать, мечтать и мыслить, сопереживать всему тому, что происходит на уроке, на сцене.

И это вызывает всестороннее восхищение — у зрителей, педагогов, учеников, такое, что сердце каждого открывается, а у Души появляется возможность ощутить гармонию, найти желанное умиротворение. Поверьте мне, я знаю, о чем говорю, потому что сама каждый раз (как первый раз) испытываю эти прекрасные чувства, которые помогают мне раскрываться не только для других, но и открывать себя для себя самой.

— На каких школах базируется Ваша система обучения? Какие знания Вы синтезировали в своей программе и что привнесли нового, авторского?

— Наша Школа основана на нескольких методиках талантливейших и, я бы даже сказала, легендарных каждый в своей актерско-режиссерской среде, в своей театральной эпохе личностей. Так, актерский инструментарий базируется на Школе польского режиссера Ежи Гротовского, технику работы над собой мы «позаимствовали» у Михаила Чехова, а основы работы над ролью — у Марии Кнебель и, конечно же, из системы Станиславского.

Психологический аспект обучения обязан Школе прикладной психологии Александра Шевцова. Что в нас такого уникального, эксклюзивного, авторского? Сама идея. Мы — первые и единственные, кто придумал создать симбиоз из этих Школ, создал его и уже успешно претворяет его в реальность в рамках обучающих курсов и спектаклей, на которых актер достигает своего становления именно философским путем (путем рассуждений постигает мудрости, истины, законы жизни).

— Какой инструментарий актера Вы развиваете в Школе?

Главные инструменты актера — это его тело, голос, сознание, Душа. И, конечно, мы плотно работаем с учениками по всем этим направлениям, параллельно практикуя полученные знания и навыки на сцене (сначала в театральных этюдах, затем в спектаклях). Немного раскрою тему актерского инструментария:

Работа над телом позволяет развить физическое тело и его такие способности, как гибкость, выносливость, мощь, свобода движения. Все это необходимо для того, чтобы актер смог воплотить абсолютно любые образы.

Работа над голосом призвана освободить от «зажимов» и страха выступления, помогает раскрыть силу голоса, его полноценное природное звучание, очистить и настроить индивидуальный тембр. Здесь же присутствует работа с речью: произношением, подачей, управлением.

Работа с сознанием предполагает его очищение, упорядочение его «содержимого». Это достигается через методику очищения и целеустроения, а так же через великую науку думать.

Работа с Душой проводится с целью раскрытия уже заложенных природой талантов ученика и одновременного развития в нем абсолютно новых способностей с нуля.

— Можно ли раскрыть свою внутреннюю силу, развить потенциал, усилить харизму, работая по Вашей методике?

— Да, это как раз одни из тех ключевых способностей, которым мы помогаем развиваться в процессе подготовки как будущих актеров, так и других людей, пришедших к нам в Школу.

— Чем отличается специфика обучения актерскому мастерству и режиссуре?

— Да всем! Об отличиях в обучении тут говорить, в принципе, неуместно. Актер и режиссер — это две совсем разные профессии, в каждой тренируются определенные навыки, требуются определенные способности и воспитываются определенные качества.

Обучение на актера — это обучение реально проживать роль на сцене, умению вкладывать в это дело свою душу, играть ярко и доступно для зрителя так, чтобы сердце его открывалось, отзывалось, вторило, проживая вместе с актером эту роль.

Обучение на режиссера — это обучение продумывать образ спектакля, пониманию ключевой идеи, высшего смысла постановки, умению достигать высшей гармонии, катарсиса (понимание актеров и управление ими, раскрытие и очищение души зрителя).

— Можно ли развить в себе способность играть так, чтобы «зажигать» зрителя?

— Не можно, а необходимо! Это и есть конечная цель курсов в нашей Школе — обучить актеров пробуждать в зрителе Душу, заставлять его мыслить, «зажигать» его сердце. Ведь если этого не будет, игра вообще теряет всякий смысл.

— Актер театра и актер кино — это две ипостаси одной профессии или совершенно разные направления?

— Мы часто видим, как наши любимые театральные актеры снимаются в телесериалах и наоборот — любимцы «голубого» экрана в свободное от съемок время выступают на сцене. Но, по сути, по своей основе это две разные профессии. Актер кино — это актер одного кадра, а актер театра — это единый, непрекращающийся от начала и до конца спектакля поток жизни, широкий спектр переживаемых эмоций. И то, без чего актер театра просто не выживет, актеру кино иметь и воспитывать в себе вовсе не обязательно. На съемочной площадке ведущим является не актер, а режиссер, продюсер, оператор. А вот в театре актер главный. Именно от него зависит, состоится спектакль или нет.

— Что Вы можете сказать людям, которые только выбирают профессию актёра? Что здесь важно? Можно ли прийти в эту профессию в зрелом возрасте?

— Быть актером — это громадный труд, непрерывная работа над собой, своим развитием и совершенствованием! В каком-то смысле это подвиг, ведь это не тот случай, когда Ваш актер начинается с утра и заканчивается вечером. Это ежедневное, еженедельное, ежемесячное, ежегодное круглосуточное, без выходных и праздников (не всегда даже с перерывами на обед) служение искусству, зрителю, самому себе. Лично я считаю, что ограничений по возрасту в этой профессии нет. И в нашей Школе, на сцене нашего театра мы таких рамок никогда не будем ставить. Никогда не поздно начать работать над собой в интенсивном режиме. А уж в зрелом возрасте (когда человек уже как-то по жизни состоялся, а его характер устоялся) это вообще достойно восхищения.

— А что лично Вы вкладываете в понятие «творческий потенциал»?

— В моем понимании творческий потенциал человека — это мечта его Души + способности, которые помогают этому желанию исполниться. При этом есть способности, данные от рождения, точнее еще до рождения тела (природный потенциал) — это то сокровенное, что «спит» в Душе и сокрыто от самого человека до тех пор, пока она не вспомнит свое предназначение, цель жизни, ради которой она сюда пришла, воплотилась. И есть потенциал приобретаемый — способности, которые нужно раскрыть в себе. Какие? Это зависит от поставленных человеком задач, его потребностей, стремлений его Души. Вот как раз на развитие творческого потенциала направлена работа с учеником, актером. Это главное, что необходимо помочь человеку раскрыть. Ну а уж со всем остальным он, я уверена, тогда сможет справиться сам.

— Какие направления есть в Вашем театре? Может, расскажете о спектаклях, которые ставятся под руководством «ЛОГОСа»?

— Мы только-только зарождаемся как театр, учим и учимся сами, экспериментируем в своей театральной Лаборатории, так что говорить о конкретных направлениях, на которых специализируется «ЛОГОС», очень рано. Зато сегодня, пока еще не обозначены какие-то рамки нашей деятельности, перед нами открыты все горизонты, есть масса перспектив для развития и совершенствования всей нашей творческой команды и каждого ее участника в отдельности.

Сейчас мы на все 100% посвящаем себя созданию «агрегированной» Школы актера и режиссера, с выпускниками которой планируется дальнейшее плотное творческое сотрудничество — будем ставить спектакли, осваивая, пробуя вместе со зрителем «на вкус» разные направления философской игры на сцене. Тут мне хочется процитировать слова Александра Шевцова, прикладного психолога и одного из партнеров нашей Школы:

«А театр — это вид жизни, и театр всегда был учителем жизни. Поэтому подумать о театре, как переходе к прикладной философии — это вполне оправданно и даже необходимо, если мы хотим возродить былое значение философии. Тем более что последнее время стало все чаще проявляться понятие именно «прикладная философия».

Такое вот направление у нашего театра. Философское! Мы возрождаем прикладную философию, которая учит жить и несет мудрость, даруя человеку силу жизни.

— Есть ли какая-то глобальная или скрытая цель существования «ЛОГОСа»?

— Да! Это можно сказать миссия национального масштаба. Главная идея, я бы даже сказала первопричина создания нашего театра-лаборатории — мягко, «без истерик», через искусство игры на сцене воздействовать на сознание современного русского общества, чтобы направить его на новый уровень «бытия». Так хочется, наконец, чтобы потребительское мировоззрение осталось позади а мы, наша нация, обратилась к Душе — той самой, о которой подавляющее большинство (увы, увы) представителей человечества не вспоминало уже, по меньшей мере, два века.

В рамках сначала обучения, а затем постановки спектаклей мы будем вместе с учениками и зрителями вспоминать то, что для русского человека является самым важным, из-за отсутствия чего в нем появляется ощущения пустоты, когда и почему им осознается бессмысленность существования. Именно на такие философские вопросы и призван ответить наш философский театр, попутно возрождая могущественное самосознание русского народа и заставляя каждого всерьез задуматься над вопросами: «Кто я и зачем я живу?» и, в конце концов, найти себя.

— Расскажите подробнее о программах обучения и их специфике. Как правильно выбрать курс? Кому и куда податься?

— Сначала каждый должен ответить для себя ответить на вопросы, кем он хочет стать, чего достичь благодаря нашим курсам, сколько готов потратить времени на осуществление желания. Исходя из этого, уже можно выбрать форму обучения. У нас есть:

Мини-курс. Это занятия, посвященные личностному росту. Полезны не только будущим актерам, но и тем, чья жизнь так или иначе связана с публичными выступлениями, общением с людьми (студентам и их преподавателям, менеджерам и политикам, ведущим и участникам всяческих телешоу). Курс помогает в кратчайшие сроки освободиться от психологических и физиологических «зажимов», страхов, волнения, раскрепоститься, раскрыть свою индивидуальность перед слушателями и зрителями, развить ораторские способности. В общем — красиво и «вкусно» себя подать.
♦ Длительность — 3 месяца.

Базовый курс. Это начальная ступень обучения. Здесь закладывается прочный и надежный «фундамент» — изучаются основы актерского мастерства и режиссуры. По окончании занятий можно смело начинать карьеру актера, ведь вы будете знать не только азы, но и действенные секреты и приемы, необходимые для успеха в выбранной профессии. Курс поможет раскрыть Ваш внутренний потенциал и будет полезен и тем, кто хочет (для работы, карьеры, семьи или просто саморазвития) научиться в любых жизненных ситуациях оставаться хозяином положения — управлять собой, своим телом и своими эмоциями, заставлять окружающих слышать и слушать себя.
♦ Длительность — 1,5-2 года.

Лаборатория. Это высшая ступень обучения актерской и режиссерской профессии создана для тех, кто не желает останавливаться на достигнутом уровне мастерства, кому необходимо повысить свою квалификацию. В нашей Лаборатории «шлифуются» до идеального блеска приобретенные ранее навыки работы на сцене. Одновременно тут бурно кипит исследовательская и почти что научная деятельность по познанию самого себя и использованию этих знаний на практике — в постановке экспериментальных спектаклей. А еще Лаборатория — это кузница кадров. Именно отсюда выпускается наш преподавательский состав, который в дальнейшем обучает учеников в нашей Школе и ее филиалах
♦ Длительность — от 1 года.

Мастерская спектакля. Любой ученик, окончивший наш Базовый курс и годовое обучение в Лаборатории, имеет полное право и абсолютно все возможности для того, чтобы остаться служить в театре «ЛОГОС» актером или режиссером в постоянной труппе.
♦ Длительность — сколько пожелаете.

Мастер-классы. Это небольшое, но комплексное занятие 3 в 1, которое включает и теорию, и практику, и живое обсуждение на какую-нибудь животрепещущую, спорную, трудно усваиваемую, архиполезную для актеров и других людей тему. Длительность — 3 часа (иногда — чуточку дольше). Особенно сложным и интересным вопросам мы посвящаем двухдневные мастер-классы.

— Кто-то, наверняка, уже готов стать студентом одного из Ваших курсов, а вот кто-то пока еще пребывает в сомнениях. Что делать? К кому обратиться? Куда написать?

— Всех остро желающих и сомневающихся приглашаю посетить бесплатное пробное занятие в Школе актерского мастерства при театре «Логос». Там можно познакомиться с нашей методикой обучения уже на практике, пообщаться с преподавателями и просто интересными людьми — мечтателями и творцами.

Для тех, кто страдает «хронической» нехваткой времени для полноценного обучения на наших курсах, мы периодически организуем мастер-классы, посвященные различным аспектам актерского мастерства (тренировке тела, экспериментам с голосом, навыкам постановки и достижения целей и пр.). Участие в занятиях окажется полезным не только для будущих актеров, но и для менеджеров, студентов, домохозяек.

Записаться на бесплатное пробное занятие
https://vk. cc/5D1Ig6.

Узнать расписание и анонсы мастер-классов
https://vk. com/teatr_logos.

Подписаться на рассылку в ЛС
приглашений на МК и открытые уроки
https://vk.cc/5D1Ig6.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *